Профилактика насилия
Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел, осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия:
– физическое,
– сексуальное,
– психическое.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания учащихся, при проведении бесед с учащимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
– признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы;
– признаки психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция;
– особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение, заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки;
– особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, при получении информации от третьих лиц:
1. Педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня):
– информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
2. Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
– незамедлительно сообщает по телефону в управление по образованию и ОВД для принятия мер реагирования,
– в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
– поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
– незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
3. Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
– осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
– в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего.
В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
Источник: https://t.me/sovedu