Эффективная адаптация – залог успеха и высоких достижений
Обучение в колледже для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста.
Важную роль в становлении успешного функционирования человека в той или иной социальной роли играет уровень адаптации, как предпосылка активной и эффективной деятельности. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с профессиональным образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог колледжа.
Оптимальная организация учебной работы учащихся, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде.
Главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения учащихся самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться с различного рода проблемами.
Частыми признаками сложностей в адаптации к новым условиям обучения и воспитания являются:
• изменения привычного ритма жизни;
• недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;
• разлука с родителями, родственниками (для иногородних учащихся);
• перегрузки учебной деятельности;
• сложность учебного материала;
• сложности во взаимодействии с новым педагогическим коллективом и сокурсниками.
На основании трудностей, возникающих у учащихся к новым условиям их не только учебно-профессиональной деятельности, но и определенного жизненного этапа, предлагаем рекомендации для более успешной адаптации к возникшим условиям.
Рекомендации для учащихся филиала
1. Соблюдайте режим дня;
2. Следуйте правилам здорового образа жизни;
3. Формируйте навыки планирования и организации собственной деятельности;
4. Творчески подходите к подготовке домашнего задания, рационально распределяя его по сложности;
5. Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования;
6. Ежедневно выделяйте время на полноценный отдых и расслабление;
7. Анализируйте собственную деятельность, чтобы выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, и работайте над устранением недостатков и развитием достоинств;
8. Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное творческое общение;
9. Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград, считайте их возможностью собственного развития;
10. Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение;
11. Будьте оптимистами. Позитивное мироощущение сделает мир ярче и интересней.
Так как в становлении успешной адаптации учащихся важна помощь и поддержка родителей и педагогического коллектива колледжа, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми советами для более эффективной адаптации молодых людей в колледже.
Рекомендации для педагогов
1. Учитывайте индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
2. Не сравнивайте между собой учащихся, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу учащего: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.
4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
5. Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые поможет снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.
6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность учащимся занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
7. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
Рекомендации для родителей
1. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня, правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
2. Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник, не теряйте с ним связь, регулярно звоните, поддерживайте морально, интересуйтесь успехами и т.д.;
3. По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы;
4. Контролируйте посещаемость и успеваемость учащегося на протяжении всех лет обучения;
5. Будьте внимательны к тем изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке;
6. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность;
7. В общении демонстрируйте оптимизм, юмор и свою веру в его успехи и начинания. А так же используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала» и т.д.