Понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании целью образования является «формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося». В образовательных стандартах раскрываются общие требования к обязательному содержанию образования, в которых большая роль уделяется формированию творческих способностей учащихся, навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:
- углублению и актуализации знаний учащихся;
- саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учащихся;
- развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения образовательных программ;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- овладению методами научных исследований;
- формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);
- профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;
- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно является учебным. Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата.
Главной целью научного исследования является производство новых знаний. В образовании исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся
(по Н.И. Запрудскому)
Оценивание успешности учащегося в выполнении исследования
При оценке успешности учащегося в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности исследовательских умений и навыков важно для преподавателя.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы, формулирование цели исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся филиала БГЭУ «Минский торговый колледж» является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Учебно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией учебного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития учебно-исследовательской деятельности учащихся филиала БГЭУ «Минский торговый колледж» является повышение уровня учебной подготовки специалистов со средним специальным образованием и выявление талантливой молодежи.
Основные направления учебно-исследовательской деятельности учащихся филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»:
– выявление наиболее одаренных учащихся, имеющих выраженную мотивацию к учебной деятельности;
– создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм учебного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах учебно-методических разработок;
– содействие всестороннему развитию личности учащегося, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
– обеспечение участия в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
– интеграцию учебно-практических потенциалов преподавателей и учащихся, направленную на решение учебно-практических проблем в различных отраслях науки;
– проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе филиала БГЭУ «Минский торговый колледж».